Размер шрифта
Цвет сайта
Поиск
Обычная версия сайта
28 января, пятница
Версия для слабовидящих Обычная версия
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ
Личный кабинет
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (авторизация в ЕСИА) ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (без регистрации)
Авторизация позволит вам:
  • Обратиться к Правительству РК
  • Посмотреть изменение статуса вашего обращения
  • Посмотреть ответы на ваши обращения
  • Управлять учётной записью

Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг

26.03.2015
Жилищно-коммунальное хозяйство в совокупности с общественной инфраструктурой является составляющей комплекса предоставления общественных услуг. Для России сложность управления данным сектором связана с рядом причин, среди которых значительная площадь территории, постоянные трансформации экономической системы, практически полная принадлежность объектов инфраструктуры государственным, а также региональным и муниципальным органам власти.
Что такое государственно-частное партнерство
Развитие инфраструктуры было и будет одной из главных задач развития страны по целому ряду причин, среди которых и опыт инфраструктурных ГЧП-проектов в 2000-е годы, который показал, что для их нормальной реализации необходимо внести поправки в земельное, градостроительное, налоговое, бюджетное законодательство. Значительной доработки требуют концессионные механизмы, которые могли бы сыграть значительную роль в развитии инфраструктуры городов.
Как свидетельствует опыт последних лет, при правильно сформированной структуре использование механизмов государственно-частного партнерства чрезвычайно выгодно как для государственного, так и для частного сектора. В особенности ‑ для населения. Это связано с тем, что для формирования инновационной ориентированной государственной политики в сфере общественной инфраструктуры и в ЖКХ в частности требуется соответствующее институциональное и управленческое сопровождение. В связи, с чем государственно-частное партнерство следует выделить как один из институтов взаимодействия государства и бизнес -сообщества.
Следует уделить внимание определению государственно-частного партнерства для однозначного понимания сущности данной категории. В апреле 2013 года Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации на пленарном заседании приняла в первом чтении проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». В этом проекте под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций. При этом публичным партнером является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления. Это определение соответствует международному пониманию и определению государственно-частного партнерства – Public-privatepartnership.
Отсюда следует, что государственно-частное партнерство служит механизмом привлечения субъектов частного сектора экономики к выполнению проектов публичного сектора в условиях ограничений различного рода: финансовых, бюджетных, квалификационных. Привлечение частных предприятий и организаций к участию в проектах осуществляется на конкурсной основе с разделением обязательств, компенсационных выплат и рисков между сторонами – частной и публичной.
В России в сферу проектов государственно-частного партнерства попадают городская, транспортная, коммунальная инфраструктура, здравоохранение и образование. Но они требуют значительных инвестиционных вливаний. Механизм ГЧП позволит государству привлечь частные инвестиции, оставляя при этом за собой контроль выполнения проектов, управления рисками проектов, используя специфический ресурс управления правовой и политической властной системы.
Следует отметить, что государственно-частное партнерство позволит не только решить экономические задачи финансирования, но и повысить роль регионов и муниципалитетов в решении государственных задач.
В рамках реализации политики государственно-частного партнерства в России существуют следующие инструменты:
1. Концессионное соглашение – договорная форма предоставления инвестору права на хозяйственное использование государственной или муниципальной собственности. При этом:
‑инвестор выплачивает государству определенную договором концессионную плату;
‑концессионер (инвестор) осуществляет инвестиции в целях улучшения передаваемого или создания нового имущества с последующей его передачей в государственную или муниципальную собственность;
‑концессионер получает платежи непосредственно с пользователей созданного за его счет инфраструктурного объекта.
Данная форма применима в условиях, когда за использование инфраструктурного объекта предусмотрена плата, а предполагаемое количество пользователей и, соответственно, выручка от использования данного инфраструктурного объекта обеспечивает доходность, удовлетворяющую концессионера.
2. Контракт жизненного цикла (LifeCycleContracts – LCC) –долгосрочный контракт, заключаемый в целях реализации инфраструктурных проектов, имеющих государственное или муниципальное значение. Срок такого контракта равен нормативному сроку эксплуатации инфраструктурного объекта в соответствии с техническими требованиями (в среднем 20–25 лет).
3. Долгосрочные инвестиционные соглашения – соглашения, заключаемые между Российской Федерацией, субъектом РФ и/или муниципалитетом и частным инвестором, в соответствии с которым последний обязуется осуществить капитальные вложения в объект, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Основой для эффективного применения механизма ГЧП служит согласование интересов частного бизнеса и государственных приоритетов. Это вызывает необходимость определения принципов формирования ГЧП-контрактов, определяющих:
1) обеспечение баланса интересов государства и бизнеса на взаимовыгодной основе;
2) совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе за счет развития современных финансовых инструментов и механизмов для привлечения внебюджетных инвестиций;
3) развитие малого предпринимательства.
Гибсон М. предлагает использование термина «инфраструктура сотрудничества – пути, по которым люди и организации могут прийти друг к другу для обмена идеями, решения проблем и создания партнерств». Это подразумевает гражданское лидерство, партнерство между государственным и частным сектором, идентификацию стратегии регионального развития, систему «институтов сотрудничества» и реализующие их механизмы и технологии.
Представляется эффективным подходом формирование подобной инфраструктуры сотрудничества на основе ГЧП в сфере жилищно-коммунальных услуг, как наиболее соответствующей названным параметрам – проекты, реализуемые в системе ЖКХ, носят социальный характер, и должны контролироваться государственными органами власти (различного уровня). Но они требуют значительных инвестиций, не приносящих быстрой отдачи, несмотря на то, что могут быть экономически выгодными в долговременной перспективе.
В качестве субъектов сотрудничества следует выделить 4 группы:
- Государственные органы власти;
- Предприятия сферы ЖКХ;
- Субъекты бизнес-сообщества.;
- Население.
При реализации механизма ГЧП следует ориентироваться на согласование интересов названных групп социально-экономических субъектов, что позволит сформировать оптимальную инфраструктуру сотрудничества в рамках ЖКУ.
Сфера ЖКХ в процессе реформирования требует значительного объема инвестиций, мониторинга процессов обновления со стороны государственных органов, прозрачности в целях реализации интересов населения и участия субъектов бизнес-сообщества в социально значимых проектах. Все это подтверждает необходимость и возможность использования механизма государственно-частного партнерства как основы формирования эффективной инфраструктуры сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг.

Ж.М. Пятничук
Начальник отдела экономического развития
инвестиций и потребительского рынка
администрации города Джанкой
Республики Крым
Карта сайта
Закрыть